Николаевский сельсовет муниципального района
Благовещенский район Республики Башкортостан

Интересные люди

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ЦЕНАРЕВ

- Это что, ухват?

- Да нет, это же держалка для

сливной трубы!

 по-детски радуется нашей

недогадливости Александр Иванович.

Еще больше веселит его

моя реакция на лапти,

которые носили в

сырую погоду: пытаясь

снять их с деревянных

подставок,  чтобы разглядеть, каким составом они пропитаны, я не сразу соображаю, что именно

благодаря этим намертво приделанным колодкам обувь и не намокала.

Загадочных вещиц в музее Ценарева — полным-полно, сколько, он и сам не знает. Собирает их давно, и не для славы или отчетности, а для души. Несведущим современным горожанам остается только догадываться о назначении большинства этих затейливых предметов. Как, впрочем, и деревенским жителям, чей нынешний «продвинутый» быт не имеет ничего общего с реалиями глубокой старины. Впрочем, каждой вещи не просто отведено свое почетное место — многие снабжены поясняющими табличками, порой весьма забавными. Например: «Свадьба под этот колокольчик была веселой у Гурина Герасима Павловича».

Коллекционированием старых вещей Александр Ценарев занялся уже после выхода на пенсию, когда оставил уфимскую квартиру дочери и вернулся с женой в родную деревню Николаевку. Случилось это двадцать три года назад. Сначала тащил все, что удалось найти на свалке или выпросить у соседей, в дом. Кое-что покупал, выкраивая деньги из каждой пенсии. Благо, Валентина Акимовна к увлечению своего супруга относилась с пониманием. А потом Александр Иванович нашел единомышленника среди местных чиновников. Вернее, на тот момент глава Николаевского сельсовета Елена Сютина была директором школы, куда Ценарев устроился завхозом. И музей поначалу энтузиасты открыли там же, на первом этаже учебного заведения. А когда появилась возможность, обустроили его в отдельном помещении.

— В здании, где сейчас находится музей, раньше располагалась наша школа. Потом ее перевели в новое строение, а здесь оставался интернат, где жили дети из других деревень, учившиеся в Николаевке. Еще позже тут были сельсовет и библиотека. Затем здание опустело, — рассказывает Елена Сютина. — Вот тогда Александр Иванович пришел ко мне и говорит: раз дом начали по доскам растаскивать, может, лучше сделаем там музей? Было это в 2001 году...

С тех пор коллекция Ценарева заметно разрослась, сейчас она занимает три комнаты. Здесь уютно соседствуют керосиновые лампы и телевизоры, пушечные ядра и елочные игрушки, железные инструменты и полотенца ручной вышивки, патефоны и деревянные утюги, иконы и пожелтевшие фотографии ушедших на фронт односельчан... Эта эклектика почему-то совершенно не режет глаз. Возможно, потому, что в удивительном деревенском музее нет холодных стекол и красных ограждающих ленточек, все по-домашнему, любую вещь можно взять в руки и ощутить дыхание времени. Ностальгией повеяло от радиоприемника «Беларусь-59», фарфоровых лебедей и висящей на стене репродукции автопортрета Зинаиды Серебряковой — словно я опять маленькой девочкой очутилась в гостях у своей бабушки, и на миг показалось даже, будто она сама вот-вот появится в дверях и ласково улыбнется...

Такое яркое путешествие во времени и пространстве способен испытать каждый, кто заглянет в музей сельского собирателя. Любому какая-то вещь может напомнить о детстве, об ушедших родных. Тем сильнее удивляют люди, считающие, что старания Ценарева никому не нужны. В том, что такие существуют, с грустью убеждаешься, почитав книгу отзывов, на первой странице которой трогательно нацарапано рукой хранителя музея: «Пиши честно, не обижусь!». Есть и те, кто считает, будто Александр Иванович получает за свою работу деньги. «Поэтому и не хотят дарить что-то для музея», — вздыхает пенсионер. Но благодарных и интересующихся все же намного больше. Особенно любят Ценарева дети, которые часто прибегают поиграть с ним в самодельные шашки.

— Сейчас-то холодно, поэтому не приходят, — переживает Александр Иванович.

В деревянном строении и в самом деле невозможно находиться без верхней одежды: помещение не отапливается, света тоже нет. Ноги стынут даже в зимних сапогах. Температура — как на улице. Быть может, поэтому хранитель музея постоянно глухо кашляет. Говорит, в последнее время здоровье стало подводить. Так что музей, к сожалению, может полноценно работать только в теплое время года. Правда, как говорит глава сельсовета Елена Сютина, возможно, скоро получится перенести коллекцию в другое помещение, где будет и тепло, и электричество.

Музей Ценарева не раз обворовывали. Последний налетчик вышиб дверной замок и украл икону. Но заявлять на него в полицию не стали: сами, говорят, вычислили. Свой, местный воришка оказался. Отпираться не стал, лик Богородицы вернул. Впрочем, такие криминальные происшествия хранителя старины не останавливают.

— Александр Иванович — у нас в Николаевке главный оптимист и энтузиаст, — улыбается Елена Сютина. — Такого краеведческого музея нет ни в городе, ни во всем Благовещенском районе.

Ценарев не просто собирает предметы быта: у него «золотые» руки, налаживает все, что подлежит ремонту. Например, «реанимировал» две прялки в виде колеса, старинный ткацкий станок, довоенный патефон. Во время экскурсии он торжественно ставит иглу на пластинку, и сквозь глухой шум и тихое потрескивание разливается по комнате голос Лидии Руслановой... В юности, еще до армии, Ценарев был местным кузнецом, затем токарем. После службы в Германии работал в Уфе шофером, машинистом на заводе, так что профессий и навыков у него много.

— Вот с этой ступкой была забавная история, — показывает Александр Иванович на выдолбленный окаменелый кусок дерева. — Шел я как-то весной по берегу, смотрю — валяется прямо у кромки воды, видимо, река ее вынесла. Подобрал и спрятал там же, неподалеку. Тащить тяжело было. А куда спрятал, забыл! Вернулся — найти не могу. Отыскал только через год…

По словам главы сельсовета, больше всего Ценарев радовался, когда нашел колхозную книгу почета. Хочется ему, чтобы жители Николаевки лучше знали своих односельчан и гордились ими.

Прощаясь с Александром Ивановичем на заснеженном крыльце, пожалели об одном: что не привезли какую-нибудь вещицу для его музея. Если порыться в кладовке или сарае, наверняка найдется то, что мы считаем ненужным хламом, а собиратель — ценностью. Хотя… Может, еще и свидимся. Надо же посмотреть на грядущее новоселье. Вот и будет повод для подарка.

 

Автор: Анастасия ШЕРСТОБИТОВА
Фото: Раиф БАДЫКОВ

по материалам газеты " Республика Башкортостан"

 

  

Сумеет ли выжить современная деревня в нынешних условиях,  Гуляевы Леонид Иванович и Валентина  Ивановна

когда повсюду, куда ни кинуть взгляд, запущенные поля, поросшие бурьяном, наполовину разобранные на кирпичи и доски бывшие ж ивотноводческие комплексы, по улицам многих деревень ходят старухи и старики, а молодежи почти не видно, и тем, кто задумает поднять свое хозяйство, – крестьянам и даже сельской, так сказать, интеллигенции – приходится очень и очень туго? Задавшись таким вопросом, мы посетили деревню Николаевка Благовещенского района, решив познакомиться с жизнью нынешнего сельского предпринимателя. Вот дом с приусадебными постройками четы Гуляевых. Валентину Ивановну и Леонида Ивановича хорошо знают не только в деревне, но и в районе.

В труднейшие годы начала перестроечной вакханалии они, учителя Николаевской средней школы, задумались, как в этих условиях не попасть в паутину нищеты, и решили, что приличную жизнь можно обеспечить только собственным трудом, своими руками. Так оно и получилось.

Валентина Ивановна в свое время окончила несколько курсов торгового училища, то есть в некоторой степени уже имела представление о том, что такое торговля. Недолго думая, окунулась в мир бизнеса. Постепенно собственное дело сдвинулось с места, появилась надежда на успех. Леонид Иванович, много лет проработавший директором школы и учителем истории, занялся пчеловодством. Поначалу приобрел с десяток пчелосемей, своими руками смастерил ульи, и мало-помалу промысел тоже стал приносить прибыль. Леонид Иванович с детства любил пчел, и они отвечали ему взаимностью – благодарно несли в ульи мед, а в семью – достаток.

По сути дела, Гуляевы сегодня – сельские предприниматели. Через несколько дней, 9 апреля, исполняется 35 лет их совместной жизни. У них двое взрослых детей. Сын Игорь помогает родителям по хозяйству и ведет свое дело. Дочь Аня, окончив в Уфе институт коммерции и права, уехала в Петербург налаживать собственную жизнь: не век же цепляться за родителей. Самозабвенный труд, постоянная работа, умелое отношение к ней, любовь к жизни – все это в совокупности определило судьбу Гуляевых, и не напрасно в своей деревне и в своем районе они пользуются заслуженным уважением.

Леонид Иванович родился в д. Петровка Благовещенского района. Деревня возникла в 1845–1846 годах и была, как тогда говорили, «барской». Помещик Петр купил землю. Ее надо было обрабатывать, так что купил и привез он крестьян со звучащими до сегодняшнего дня фамилиями. Гуляевы, видимо затерявшиеся родственники певца Юрия Гуляева, жили при въезде в деревню. Рядом жили Булгаковы (тоже затерявшиеся родственники писателя Михаила Булгакова). Через дом жили Черновы (однофамильцы лидера правых эсеров).

В деревне той жили Крашенинниковы и Гагарины, Моисеевы и Шишкины, Сизовы и Ежовы, Сазоновы и Нефедовы (писатель-народник), купленные и привезенные из центральных районов страны в середине XIX века. Эти звонкие фамилии, известные по всей России, отложили свой светлый отпечаток на характер Леонида Ивановича.

После окончания школы он поступил в Благовещенское педучилище. Затем была служба в армии в Хабаровске, после чего учился в Бирском педагогическом институте. Там-то и встретил Валентину, и уже на четвертом курсе они стали мужем и женой. После окончания института по распределению был направлен директором в с. Саннинское Благовещенского района. Проработал там 2 года, а в 1979 году стал директором средней школы в Николаевке, где и работал до 1990 года. Затем здесь же был избран председателем сельсовета.

– Два года тянул эту лямку, – улыбается сейчас Леонид Иванович.

Вновь вернулся в школу и был хорошим преподавателем истории и других общественных предметов. Примечательно то, что в годы его педагогической работы многие выпускники Николаевской средней школы успешно поступали в высшие учебные заведения страны и Башкирии. Уйдя на пенсию по трудовому стажу, вплотную занялся пчеловодством. Так как никакой тяги к торговле, какой занималась жена, у него не было, пчелы стали главной его заботой. Пасека разрослась до приличных размеров и приносит сейчас пусть и не такой уж большой «навар», однако на жизнь вполне хватает.

Бывший учитель Леонид Гуляев в конце марта отметил свое 60-летие. На чес­твование пришли односельчане, родные и близкие. Как всегда, произносились торжественные речи, дружеские тосты. Гости говорили, пели песни, а Леонид Иванович то подыгрывал им на баяне, то, отставив его в сторону, углублялся в свои думы. Память уносила его в родную деревню Петровку, где он родился. Отец, уважаемый в деревне человек, держал несколько пчелосемей и частенько брал сынишку с собой на пасеку. Маленький Леня с удовольствием брал в ручонки дымарь и окуривал пчел дымком. Отец вытаскивал рамки из ульев. Опечатанный воском мед золотился на солнце, при этом отец довольно улыбался и приговаривал: «Смотри, сынок, какие пчелки работящие существа! Маленькие, с дробинку всего, а за лето вон сколько успевают медку нам принести. Они же день и ночь работают: днем нектар с цветов собирают, а ночью в медок его превращают». Эта картина из детства частенько воскресала перед глазами Леонида.

Незадолго до своего 60-летия он навестил деревню Осиновый Ключ, где жили его дед и бабушка. По сути, там и проходило его детство, так как мать с отцом были заняты на колхозной работе. К сожалению, сегодня деревни этой нет и в помине. Как неперспективная она погибла и исчезла еще в далекие 60-е годы. Как память о ней остались только две-три могилки на кладбище да разрушенная временем часовенка. Леонид посмотрел-посмотрел, да и решил восстановить ее. Купил на свои деньги кирпичи, доски, другие стройматериалы, нанял рабочего. Вскоре на месте старой часовни выросла новая. И стоит она сейчас, как памятник умершей деревне с красивым названием Осиновый Ключ.

– По сути дела, с самых малых лет я жил у деда с бабушкой, – вспоминает Леонид Иванович. – Мать с отцом остались в Петровке. Конечно, какой-то горький осадок остался, ведь маленькому ребенку всегда хочется, чтоб мать была рядом. В 1957 году бабушка умерла, и хотя мне не было еще и семи лет, я пошел в школу в Петровке.

Он помолчал и с какой-то еле заметной горечью продолжил:

– Казалось бы, в современных условиях пригородным деревням можно жить в полном довольстве: есть куда поставлять продукцию. Рядом подсобное хозяйство, огород, живность… Хватит и себе на пропитание, и еще на продажу горожанам останется. Но не тут-то было. В нынешней деревне – хоть вдали от города, хоть вблизи – условия хозяйствования почти везде одинаковы: постоянной работы зачастую нет, цены на ГСМ неимоверно высоки, во многих поселениях нет даже школ, никаких лечебно-медицинских учреждений. И потому жить сносно удается не каждому. Состоятельность немногочисленных деревенских семей имеет единственное объяснение: они работают в поте лица. Вести фермерское хозяйство или наладить какое-либо производство в одиночку почти невозможно. Как же простому жителю деревни оставаться сегодня на плаву, вести свое дело и держать на должном уровне свое хозяйство? У меня лично ответ на этот вопрос тот же: работа от зари до зари. А еще точнее ответил на него великий ученый Эйнштейн: люби трудиться, живи играючи, держи язык за зубами. От Уфы до Николаевки рукой подать. Если здесь нет работы, то рядом Благовещенск, где работает основная часть молодежи. Те же из жителей, кто оказался безработным, живут собственным хозяйством…

…На недавних выборах в сельский совет из нескольких кандидатур была избрана Валентина Ивановна. Уважение к ней сельчан росло еще с тех пор, когда она преподавала в школе химию и биологию. Заимев собственный магазинчик, она не отдалилась от людей, а, имея возможность, стала во многом помогать им: ветеранам войны делала к праздникам подарки, да и вдов погибших в Великую Отечественную не забывала. С ее непосредственным участием проводились школьные праздники, отмечались знаменательные даты в жизни страны, республики и родного села.

В давние времена была в Николаевке красивая церковь святого Николая-угодника. В советские времена там был клуб, за которым особенно-то никто и не приглядывал. Со временем бревна подгнили, и пустили их на дрова. Став депутатом, Валентина Ивановна решила во что бы то ни стало церковь восстановить.

– Считаю это своим долгом, – говорит Валентина Ивановна, – так как сегодня духовность, культура, любовь к ближнему проистекают именно от церкви, от честных ее служителей. Со временем откроем здесь воскресную школу. И очень хорошо, что в архивах разыскалась отлично сохранившаяся фотография той, прежней, церкви. Понимаю, что своих денег на возведение святыни не хватит, потому подыскиваю сейчас спонсоров. В банке открыли свой счет. Не перевелись еще добрые люди на свете! Они и Бог – наша поддержка.

 

*  *  *

Рембрандт как-то сказал о том, что каждый мазок, который он кладет на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает их на полотне, а значит, через картину они будут воздействовать на других. Это же касается и учителя. Все наши поступки несут отпечаток наших мыслей. И мы несем это ученикам. Конечно, на словах это легко, а когда доходит до дела… В жизни есть позитивное и есть негативное. На извечный вопрос, в чем смысл жизни, каждое поколение и каждый человек отвечает по-разному. Фрейд говорил, что смысл жизни – в любви и работе. Прав он был или не прав, каждый пусть судит сам. Но все же, как ни крути, человеку не обойтись ни без любви, ни без работы; и то и другое оказывает на нас большое воздействие на протяжении всей жизни. Свою карьеру каждый из нас строит сам, это наша личная история, история наших неудач и достижений. Учеба, работа, самообразование – это часть личности каждого. Работа – это не только и не столько способ зарабатывать деньги: это и средство самореализации, и отражение наших желаний и склонностей. И если человек не прошел последовательно всех ступеней развития, положенных ему, то вряд ли он что поймет в этой жизни, вряд ли добьется чего-то.

Всем известен лозунг «Молодежь – наше будущее!» Но не стоит забывать и о том, что молодежь – это еще и наше настоящее. Но что же молодое поколение получает сегодня от власти, на что может рассчитывать? Зачастую, увы, ни на что. Вот только если ни одна из сторон не готова услышать другую, то никакой компромисс невозможен, и каждое действие – независимо от того, на что оно направлено, – лишь осложняет ситуацию. А ведь и жизнь не стоит на месте и постоянно ставит перед нами все новые и новые проблемы.

…Помните: мир слишком удивителен, чтобы сидеть сложа руки. И каждый из нас может найти себе занятие по душе. Главное – не бояться этого сделать.

автор: Александр Филиппов

газета" Истоки"